Наконец-то появилась возможность заполучить новую аппаратуру от Mikado - Mikado Vbar Control и провести предварительные полетные тесты с ней. Я не буду вдаваться в детальное описание функционала аппаратуры, а постараюсь описать свои первые впечатления об этом девайсе. Именно девайсе, поскольку разработчики Mikado отошли от традиционного подхода в разработке VBar Control. Но, обо всем по-порядку.
Коробка открыта, мануал, зарядка, USB шнурок, VBar SilverLine, приемник, все это стандартно.... А вот и сам передатчик. Не скажу, что я сразу согласился с дизайном нового VBar Control. В особенности после 18-й Futaba. Да, все добротно, пластик не выглядит ни дешевым, ни дорогим. Все в меру. Но в целом, после полетного дня, я как-то свыкся с этим. Боковины передатчика достаточно сильно прорезинены, поэтому для летающих "пальцами", наверное будет комфортно держать передатчик. Хотя мне показалось, что пилотам с короткими пальцами, все же будет тяжеловато. Хотя на всех трудно угодить. Включение/выключение передатчика необычно при помощи кругового джойстика, поэтому пришлось залезть в мануал. Первое включение и сразу две отличительные вещи - очень громкий звук динамика (как оказалось всего на 30% от максимума) и действительно яркий дисплей с датчиком освещенности. К слову говоря, на прямом солнечном свете дисплей читается очень здорово, даже под весьма приличным углом зрения. В этом резкий контраст даже с 18-й Futaba.
Теперь приступим к процессу настройки оказавшегося под рукой донора в виде Logo 600SX. Приемник VBar Control оказался достаточно маленьким, сопоставимым по размерам с Futaba 6203SB, поэтому установка не заняла много времени. Теперь надо прошиваться, поскольку на 600-ке хоть и стоит VBar Silverline, но версии 5.3. Это самой основной момент при переходе на VBar Control. Версия прошивки модуля VBar 6.0 работает только с передатчиком VBar Control и после прошивки до версии 6.0 настройка модуля VBar с компьютера не возможна. Хотя всегда есть возможность "откатить" прошивку обратно до 5.3. Теперь вперед в личный кабинет на
www.vstabi.info , качаем VBar Control Manager и подключаем передатчик. Автоматически залились все свежие прошивки и обновления VBar Control. В личном кабинете после регистрации становятся доступны Applications (Приложения с определенными функциями), которые расширяют базовый функционал передатчика. Это первое глобально отличие VBar Control от других систем. Программное обеспечение VBar Control имеет базовое ядро с которым взаимодействуют внешние Приложения. Допустим необходим таймер или телеметрия с голосовыми сообщениями, идем в портал приложений на сайте, выбираем соответствующие приложения и загружаем в передатчик. Получаем расширение функционала. Для себя я сразу подгрузил несколько приложений: экспертные настройки полетных параметров, таймер с голосовыми сообщениями, точную настройку swashplate.
Все, теперь подключаем приемник, делаем процедуру сопряжения и пробуем настроить Logo 600. Несколько слов о меню. Оно поначалу несколько необычно, структура меню имеет древовидный вид. Не знаю, насколько этот тип меню будет удобным в дальнейшем, но поначалу было несколько непривычно. Теперь о настройках. Mikado сделали систему пресетов для всех своих вертолетов, а также для вертолетов других производителей. В моем случае выбираю Logo 600SX и через 5-10 секунд все настройки были загружены в VBar. Это второе принципиальное отличие системы. Все настройки конкретной модели хранятся не в передатчике, а в системе VBar. По настройкам понадобилось только подкорректировать положение swashplate. Настройки на этом закончились. А что с полетными режимами? Вот тут я немного затормозил, поскольку полетных режимов в передатчике теперь просто нет. И по умолчанию назначенные переключатели не сразу позволили мне разобраться что к чему. Вместо полетных режимов в VBar Control используются Банки параметров, в которых помимо параметров также задаются параметры полки газа для гувернера регулятора. Кривой газа нет как класса! И это поначалу сбило с толку. Кроме того, есть определенны алгоритм работы переключателя Hold. Он заведен на трехпозиционный переключатель со следующими параметрами: Motor Off, Idle, Run. Это тоже поначалу сбило с толку. Не мог я предугадать, что Idle в VBar Control это далеко не Idle в Futaba. Оказалось, что алгоритм следующий. Первое положение Motor Off говорит само за себя. Здесь все понятно. Idle это фактически режим Bailout, в котором можно настроить полку газа с минимальными оборотами основного ротора, даже если регулятор не поддерживает такую функцию и Run - это рабочий режим в котором регулятор получает информацию по необходимым полкам газа из выбранного банка параметров. Уфф. Писать тяжело, а разбираться поначалу было еще тяжелее
Но когда все стало понятно, далее все остальные настройки пошли быстро. Полетные параметры намеренно оставил базовыми, загруженными для Logo 600SX, чтобы соблюсти чистоту эксперимента. Теперь в поле.
Ах как я пожалел, что у меня не осталось нашейного ремня от стола для Futaba T18. Это небольшая ложка дегтя, ремешок можно было бы сделать посолидней. Самой основной проблемой для меня, как для летающего со столом, всегда есть развесовка. Если передатчик заваливается на тебя на ремне, то летать практически невозможно. Здесь все оказалось вполне комфортно, так как кронштейн для крепления ремешка имеет несколько вариантов крепления. Мне удалось выбрать подходящий для меня и после полетного дня скажу, что проблем с развесовкой уже не было. Стики. Как ни странно, но после 18 Futaba стики не вызвали каких-то эмоций. Не потому, что плохо. Скорее наоборот, привыкать не пришлось, а это уже плюс.
Теперь по полету. Таймер с голосом (сообщает о остатке полетного времени в формате минуты/секунды, причем делает это с периодичностью 30 секунд) просто убойная фишка. Захочешь, не пропустишь. А вот прошивка 6.0 все-таки другая. Мне не пришлось подстраивать полетные параметры, хотя на 5.3 у меня были поправки и на основном роторе и хвостовом роторе в экспертных параметрах. Здесь все по дефолту и летит лучше, чем у меня со старой прошивкой. Хвост на отлично. Теперь надо прилетываться и смотреть более дотошно, что поменялось сильно, а что с небольшими изменениями. В целом, впечатления от VBar Control самые положительные, хотя и есть некоторые моменты, о которых я написал выше. Явно первый блин не вышел комом. Теперь летать, летать и еще раз летать!!!