Автор Тема: Использование турбины на вертолете.  (Прочитано 16051 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн dsirc

  • Сообщений: 3 287
  • Дмитрий Сидоров
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #15 : 18 Марта 2012, 16:46:28 »
Да, хотя на тяжелом вертолете с турбиной гувернер - вещь интересная.
У меня верт не тяжелый и турбина мелкая - в диапазоне газа 50-100% лага почти нет. Но вот датчик для гувера придется изобретать и сигнал на V-Bar заводить.

Оффлайн dsirc

  • Сообщений: 3 287
  • Дмитрий Сидоров
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #16 : 18 Марта 2012, 16:47:10 »
Такой вопрос, есть интерес у форумчан к тому, что и как происходит при запуске турбины и вообще принцип ее работы? :)
+1!

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #17 : 18 Марта 2012, 17:03:03 »
Да, хотя на тяжелом вертолете с турбиной гувернер - вещь интересная.
У меня верт не тяжелый и турбина мелкая - в диапазоне газа 50-100% лага почти нет. Но вот датчик для гувера придется изобретать и сигнал на V-Bar заводить.
А изначально почему завод не ставит гувернер? Или самолетная турбина адаптирована bergen под вертолет просто?

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #18 : 18 Марта 2012, 17:18:27 »
Сама турбина хорошо, но для полета этого не достаточно. В этом сообщении речь пойдет о дополнительном оборудовании турбины.

1. Мозги. Вот эта коробочка, причем, как мне кажется, больших размеров, можно было сделать и поменьше. К ней в нашем случае подходит провод от турбины для передачи основной информации (в том числе о температуре в камере сгорания), провод от датчика оборотов, провода от двух электроклапанов, провод от топливной помпы и провод от платы светодиодов. Ну и, конечно же, провод питания.


2. Топливная помпа. Не супер надежная вещь, мы уже две штуки меняли и что-либо меня в ней jetcat по-моему не собирается.


3. Электрические клапана. Вот эти штуковины мне действительно нравятся) После зажимов на нитрычах это просто мега удобная вещица) И на сколько я понял, очень надежная, про отказы ни разу не слышал.
Один клапан ставится на основную линию подачи керосина, второй, в нашем случае, ставится на подачу керосина для керостарта. Что такое керостарт - опишу чуть позже. Впринципи существует два варианта: либо клапан второй ставится на подачу газа для старта, либо на подачу керосина для старта (как у нас).


4. Плата светодиодов. Нужна она для сигнализации о состоянии турбины и через нее подключается GSU (ground support unit). С него настраивается турбины, на нем можно смотреть все данные о состоянии турбины и т.д. Джеткэт настоятельно рекомендовал нам запускать турбину только с подключенным gsu, но т.к. лопасти начинают раскручиваться уже при старте, то мы стартуем без gsu.


5. GSU


6. Аккумулятор для турбины. Запитывать можно напряжением 6-7,4 вольта. У нас стоят в параллель два аккумулятора li-mn на зиму и на лето ставим два аккумулятора li-po по две банки. Больше всего потребляет электрический стартер. Он нужен для запуска турбины и для охлаждения после полета.

Датчик оборотов стоит такой же как и на нитрычах.

GanGan

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #19 : 18 Марта 2012, 17:27:28 »
Плюсую, интересно послушать\посмотреть как жеткеты для вертолётов себя ведут, с самолётами уже наигрался.

Оффлайн dsirc

  • Сообщений: 3 287
  • Дмитрий Сидоров
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #20 : 18 Марта 2012, 19:35:21 »
А изначально почему завод не ставит гувернер? Или самолетная турбина адаптирована bergen под вертолет просто?
Турбина Wren-овская (UK), у 44й модели есть три модификации: Jet, Turboprop, Heli. Heli версия специализированная, с редуктором 90 градусов, на выходе 4.000-15.000 rpm. В ECU есть параметр ограничения максимальных оборотов, но гувернера нет!
Bergen под эту турбину разработал (реально, адаптировал уже существующий) вертолет.

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #21 : 18 Марта 2012, 19:38:05 »
А, понял. У нас с редуктором 90 градусов на предыдущем вертолете стояла jetcat sph5
http://jetcat.de/images/sph5fronttransp.jpg
Но о ней все плохого мнения и мы в том числе, так что ушли с нее.

Но вот почему Wren не стал делать гувер - мне не понятно. Фирма - то солидная все-таки.

Оффлайн dsirc

  • Сообщений: 3 287
  • Дмитрий Сидоров
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #22 : 18 Марта 2012, 19:57:10 »
Но о ней все плохого мнения и мы в том числе, так что ушли с нее.
А сейчас механика (верта) чья?

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #23 : 18 Марта 2012, 20:08:34 »
Но о ней все плохого мнения и мы в том числе, так что ушли с нее.
А сейчас механика (верта) чья?
Вообще изначально это Vario XLC, но он сейчас начинает проходить массовую доработку.

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #24 : 19 Марта 2012, 08:20:47 »
Процесс запуска и остановки турбины.

Для запуска турбины со стороны воздухозабора стоит электрический стартер (коллекторный движок). Существует два вида запуска, за счет газа и за счет керостарта. В обоих случаев для поджига используется свеча (на сколько я знаю, раньше поджигали зажигалкой газ, во всяком случае пару видео с таким поджигом я встречал). Когда стоит газовый старт, к турбине подключается газовый баллончик, который либо стоит на вертолете, либо отсоединяется после запуска. В нашем же случае стоит керостарт и никаких дополнительных баллончиков не надо. Керосин поступает из основного бака, только через другой клапан.

Для запуска достаточно щелкнуть тумблер (100% по каналу газа). Далее электрический старте подключается к валу турбины и раскручивает его до 1-2 тысяч оборотов в минуту (в цифрах многу ошибаться). Сразу после этого топливная помпа включается и с заданным напряжением начинает качать керосин, открывается клапан подачи керосина на керостарт и происходит поджиг. Далее идет прогрев турбины. Точных цифр не помню, вроде до 15 градусов. После этого открывается основной клапан подачи керосина, помпа начинается качать уже под более сильным напряжением и стартер раскручивает вал турбины до примерно 7000об/мин, после чего стартер отключается от вала турбины и она набирает обороты "малого газа", это примерно 50000об/мин. Все, далее напряжение помпы регулируется автоматически.

Выше я написал про два заданных напряжения. Они именно заданнные и настраиваются через gsu. Если задать слишком маленькое значение - турбина будет очень долго раскручиваться и может вообще не стартовать. Если очень высокое-получим пламя на запуске. У нас доходило до 1,5 метра вверх. Так что с этимм параметрами надо быть аккуратными.

После запуска тумблер переводится в среднее положение (50% по каналу газа) и в с этого момента мы можем управлять газом турбины. Чуть добавлять/убавлять и т.д. До этого она знала только 0% и 100%. Ну а дальше снова переключаем на 100%, включается гувернер и больше мы газ не трогаем, турбина держит заданное значение оборотов основного ротора.

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #25 : 19 Марта 2012, 08:28:29 »
Процесс остановки турбины.

Переведя тумблер газа в 0% мы перекрываем подачу керосина в турбину. Электрический стартер снова подключается к основному валу турбины и начинается процесс охлаждения. Надо сказать, что вертолетные турбины охлаждаются дольше самолетных. И это не очень хорошо, т.к. в отличии от самолетчиков у нас нет возможности подцеплять выносной аккумулятор при старте и охлаждении. А значит, нам приходится таскать на борту аккумуляторы большой емкости. Охлаждение ведется пока температура в камере сгорания не станет равной 100 градусам. После этого стартер отключается и можно отключать питание турбины.

Раньше, когда не было электрического стартера, турбину раскручивали воздухом самостоятельно (к примеру пылесосом). В нете есть достаточно видео, где используют пылесос и всякие похожие приспособления.

Оффлайн nik1

  • Николай
  • Administrator
  • Сообщений: 11 840
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #26 : 19 Марта 2012, 08:37:44 »
Ух сколько нюансов и все надо соблюдать. Дим , а если ставить типа генератора для зарядки аков? Кажись на бензиновые верты есть такие девайсы...
NIK 7E

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #27 : 19 Марта 2012, 08:47:34 »
Не слышал про такое( Да и боюсь по весу этот генератор будет столько, что смысл от него потеряется(

Оффлайн nik1

  • Николай
  • Administrator
  • Сообщений: 11 840
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #28 : 19 Марта 2012, 09:06:33 »
Да вроде не очень тяжёлый, на него ставят не большую аку и он её заряжает. Я сам не изучал вопроса, но в то время когда пускали бензинычей, наш товарищ Андрей хотел себе такую гену поставить.
NIK 7E

roytman

  • Гость
Re: Использование турбины на вертолете.
« Ответ #29 : 19 Марта 2012, 09:23:20 »
Значит поизучаем еще, спасибо.